Алёна Барламова, воспитатель
Организация проектной деятельности в ДОУ «Камень – чудо природы» в старшей группе.Организация проектной деятельности в ДОУ «Камень – чудо природы» в старшей группе. Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Камень – чудо природы». 2. Автор проекта: Барламова Е.Ю.. 3. Руководитель проекта: Карпова И.В. 4. Кадры: воспитатели, муз. руководитель. 5. Тип проекта: «Исследовательско - творческий» 6. Цель, направление деятельности проекта: Сформировать экологические представления у детей 5-6 лет о неживой природе (на материале камней). 7. Краткое содержание проекта: В процессе режимных моментов педагог вместе с детьми обнаруживает проблему: Почему мы так мало знаем о камушках, которые нас окружают? Какие ещё бывают камни? Таким образом, было принято совместное решение расширить представления о неживой природе (на материале камней). Для реализации образовательного проекта был разработан алгоритм работы: Организовать работу в системе «педагог – ребенок - родитель». Использовать разнообразные формы работы с детьми; данный процесс организовать поэтапно: целеполагание; разработка проекта, практическая часть, подведении итогов. Включить эксперименты в содержание совместной деятельности педагога с детьми; обогатить развивающую предметно – пространственную среду материалами и оборудованием. Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создать атмосферу сотворчества. 8. Место проведения: д/с 9. Сроки проведения: 2 месяца. 10. Количество участников проекта: 2 взрослых ; 30 детей, родители воспитанников, коллекционер камней, муз. работник. 11. Возраст детей: 5-6 лет. 12. Форма проведения: по подгруппам. 13. Ожидаемые результаты: • Расширится кругозор детей о неживой природе (на материале камней). • Пополнятся знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней посредством экспериментальной деятельности. • Сформируются представления о роли камней в жизни человека. • Сформируются умения устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками. • Дети овладеют умением решать проблемные ситуации, устанавливать причинно – следственные связи. • Родители будут вовлечены в совместную работу над проектом «Камень - чудо природы» в атмосфере сотворчества. Проблема педагогическая: Дети проявляют интерес к объекту неживой природы (на материале камней, но имеют недостаточно знаний о видах, свойствах и использовании камня человеком). Проблема детская: какие бывают камни, что с ними можно делать, для чего они нужны человеку? Задачи педагогические: • Расширить кругозор детей о неживой природе (на материале камней). • Пополнить знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней посредством экспериментальной деятельности. • Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён. • Способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками. • Продолжать совершенствовать умение детей решать проблемные ситуации; устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно осуществлять элементарную поисково – исследовательскую деятельность. • Привлечь родителей в совместную работу над проектом в атмосфере сотворчества. Задачи детские: Выяснить, почему камни разные на вид, может ли камень плавать, можно ли сломать камень, камень всегда холодный? Зачем человеку нужен камень? Форма презентации: Выставка: «Музей камня». Игра КВН «Камень – чудо природы». Этапы проекта: Этап. Формы работы (с наименованием). Задачи. 1 этап. Целеполагание. Воспитатель заметил, что дети на прогулке любят собирать камушки, рассматривать. На вопросы воспитателя: какие бывают камни, для чего они нужны, ответить затрудняются. - Игровая ситуация: «Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на дороге (показывает камень - минерал). Камень необычный. Чем он отличается от других камней? Вы хотите узнать больше о камне? -Постановка проблемы. -Игровое упражнение «Расскажи о камне». Ввести детей в проблему. Вызвать познавательный интерес к объекту неживой природы. Заинтересовать в деятельности. Выявить знания детей о камнях. 2 этап. Разработка проекта. - Совместное обсуждение плана работы. - Подбор литературы (художественной, научной). - Анкетирование родителей. -Консультация родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка». Поддерживать интерес к проблеме; Организовать деятельность детей; Информационно обеспечить проект; Выявить уровень интереса родителей к образовательному проекту. Обогатить материалом центр «Юные исследователи» 3 этап. Практическая часть. - Цикл бесед: «Откуда берутся камни», «Камни бывают разными», «Как человек использует камни». - Чтение худ. литературы П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок». - Рассматривание научной литературы: «Камни мира», «Камни - минералы», «Драгоценные камни». - Встреча с интересным человеком (коллекционер камней) - ОД: «В гостях у профессора Знайкина» - серия экспериментов. (Приложение 1) Д/и «Собери камушки по цвету», «Угадай, какой камень загадан», «Послание из прошлого». - ОД: Презентация «Камень – помощник человека» (слайды с изображением Московского метро, Японские сады из камня, профессии людей работающих с камнем.) (Приложение. Б, В, Г). - Оформление «Альманаха (песни, сказки, пословицы, поговорки, считалки о камне). Расширен кругозор детей о неживой природе (на материале камень). Обогащены знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней. Вызвать эмоциональный отклик у детей и родителей, желание узнавать новое. Сформированы умения решать проблемные ситуации; устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно осуществлять поисково – исследовательскую деятельность; сформированы эмоциональные контакты между сверстниками. Сформировать представления как человек использует камни. Привлечь родителей в совместную с ребёнком работу над проектом. 4 этап. Подведение итогов. Презентация продуктов проекта: - Папки – накопители «Минералы – сокровища Земли»; - Создание коллекций: «Камни минералы», «Речные камни», «Морские камни»; - Творческий замысел своими руками «Превращение камешка»; - выставка рисунков по произведениям П. П. Бажова. - КВН по теме: «Камень – чудо природы» - Вопрос к детям: «О каком предмете или явлении вы хотели бы узнать больше? Систематизировать знания о видах камней. Воспитывать нравственно – патриотические чувства к природным ресурсам родного края. (технология культурных практик «Коллекционирование»). Развивать творческое мышление, воображение. Совершенствовать умение иллюстрировать сказку в соответствии с содержанием худ. произведения. Проверить сформированность ожидаемого результата. Приложение А. Серия экспериментов «В гостях у профессора Знайкина». Эксперимент 1. «Определение цвета, формы камня». Цель: выявить, что камни имеют различную форму, цвет. Материал: набор речных и морских камней; лупы по количеству детей. Карточка – схема. Эксперимент 2. «Определение характера поверхности камня» Цель: выявить, что камни имеют различную поверхность (гладкую и шероховатую). Материал: набор речных и морских камней; лупы по количеству детей. Карточка – схема. Эксперимент 3. «Определение веса камня и его величины». Цель: выявить, что вес камня зависит от его величины. Материал: Два набора камней контрастных по величине: большие, средние, маленькие; бумага и цветные карандаши. Карточка – схема. Эксперимент 4. «Определение изменения температуры камня» Цель: выявить, что камень нагревается, меняет температуру. Материал: набор речных камней, безопасный отопительный прибор. Карточка схема. Эксперимент 5. «Определение плавучести камня». Цель: выявить, что камень тонет в воде. Материал: набор речных камней, миски с водой; изо материалы: кусочки бумаги, листы картона, набор цветных карандашей. Карточка – схема. Эксперимент 6. «Определение твёрдости камня» Цель: выявить твёрдость камня. Понять, что нелегко изменить форму камня. Материал: набор речных камней, кусочки пластилина, кусочки бумаги, молоточек, один большой камень, набор цветных карандашей. Карточка – схема. Эксперимент 7. «Определение прохождения магнитных сил». Цель: выявить, что камни не пропускают магнитные силы. Материал: кусочки магнита по количеству детей; набор речных камней; различные металлические и не металлические предметы: скрепки, бумага, пластмассовые крышки и пр. Карточка – схема. 20 марта 2019 в 09:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.