Алёна Барламова, воспитатель
Портрет выпускника.Портрет выпускника.
Задача взрослого - так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте (в нашем случае подпериоде дошкольного возраста) ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности), что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте. При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества, о которых идет речь.
2. Интеллектуальное качество «коммуникативный». Для того, чтобы это качество возникло, ребенок должен хорошо владеть пассивной и активной русской речью. Пассивную речь он может набирать при общении с людьми и при чтении ему хорошей детской художественной литературы. Пассивная речь переходит в активную при условии, что ребенок сам активно и много говорит, в результате чего у него возникают речевые навыки. Но эти навыки вырабатываются не на специальных занятиях по школьному типу, а во время общения ребенка со взрослыми и сверстниками, по ходу совместных игр детей и по ходу других специфически детских видов деятельностей (сюда же включаются инсценировки). В результате хорошая разговорная речь возникает как побочный продукт в других видах деятельности. 3. Интеллектуальное качество «книголюб». Может показаться, что это не столько интеллектуальное качество, сколько личностное, поскольку за этим качеством стоит определенная направленность ребенка на чтение книг (вначале слушание книг). Но чтобы у ребенка это качество возникло, его надо приучать к слушанию книг, т.е. он должен научиться слушать книги (а потом читать). Читать и слушать книги – это не простое интеллектуальное занятие, которому надо учиться. И только, когда ребенок научился воспринимать чтение так, что оно доставляет ему удовольствие, только тогда у него возникает потребность в чтении, которая становится его личностной характеристикой. В процессе чтения хорошей художественной литературы у ребенка появляется эстетическое чувство прекрасного, художественного. Этот пример наглядно показывает, что качества, характеризующие развитие ребенка являются системными образованиями, состоящими из разных (физических, личностных и интеллектуальных) компонентов. 4. Физическое качество «физически развитый» - у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)». Но, чтобы эти качества возникли, ребенок должен делать что-то такое, что приведет к развитию его ловкости, гибкости, поможет ему набрать силу и т.д. Лучше всего, если всему этому он будет учиться через игры и другие специфически детские деятельности, а не через упражнения. 5. Личностное качество «настойчивый» - проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности. Если ребенок в реальных жизненных ситуациях не сталкивается с необходимостью проявлять настойчивость, то он может и не научиться этому качеству, если от природы оно у него не выражено. Правда, заставить ребенка быть настойчивым невозможно, поэтому определяющим фактором при формировании данного качества будут те условия, в которых ребенку его нужно будет проявить. Например, детей попросили сделать елочные игрушки для младшей группы. У ребенка не сразу получается игрушка, которую ему надо сделать. Но если педагог создаст соответствующую мотивацию (расскажет, как малыши из соседней группы будут рады получить в подарок елочные игрушки, которые они пока сами сделать не могут), ребенок проявит настойчивость и сделает игрушку. Кроме того, взрослый должен выразить уверенность, что ребенок, сделает этот подарок для других, поскольку взрослый не сомневается в его доброте и отзывчивости. Когда ребенок, наконец, изготовит игрушку, пусть даже не очень красивую, взрослый похвалит его за терпение и старание и еще раз подчеркнет, как малыши будут рады. Неплохо, если сделанные своими руками игрушки дети сами подарят воспитанникам младшей группы. Этот пример показывает, что личностные качества формируются не на специальных занятиях, где об этих качествах говорят, они формируются и не во время чтения книг, а в реальных жизненных ситуациях, при возникновении у ребенка определенного отношения к тому, что происходит или при определенной мотивации ребенка. 6. Качество «чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность» - чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни. Это личностное качество, образование которого невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка в виде определенных знаний. Но этих знаний, полученных ребенком из книг, разнообразных средств массовой информации, кинофильмов, бесед со взрослыми, абсолютно недостаточно для его формирования на действенном, а не просто знаниевом уровне. Почувствовать свою гендерную принадлежность ребенок прежде всего сможет, если к нему как к представителю определенного пола будут относиться несколько иначе, чем к представителям другого пола. Это другое отношение в детском саду прежде всего должно проявляться через существование раздельных туалетов для девочек и мальчиков, через воспитание у детей культурных привычек, в которых зафиксировано различное отношение к полу (например, в повседневной жизнедеятельности мальчики не должны обижать девочек, должны пропускать их вперед, выходя на прогулку и т.д.). Но это воспитание привычек должно быть встроено в детскую жизнь (по аналогии с описанием примера про «настойчивость»), а не просто декларироваться и назидательно повторяться. Особую сложность представляет формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство. Одними словами, а тем более уроками и занятиями тут ничего не сделаешь, хотя интеллектуальные знания играют в формировании этого чувства серьезное значение. Так, дети должны знать о величине, красоте, природных богатствах, героях своей страны и т.д. Но приобщение к великому часто начинается с малого. Поэтому, прежде всего ребенок должен научиться любить и уважать людей, рядом с которыми он живет, природу и культуру родного края и др. Воспитанию чувства гражданской принадлежности способствуют как чтение книг, просмотр кинофильмов, так и игры гражданско-патриотического содержания, по ходу которых дети переживают соответствующие чувства. Итак, цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.
20 марта 2019 в 09:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.