Алёна Барламова, воспитатель
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» *****************************************************
Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
воспитатель I категории Барламова Е.Ю.
г. Морозовск 2019 г. Формирование познавательных способностей детей в опытно-исследовательской деятельности
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Процесс познания – творческий процесс. Экспериментирование пробуждает познавательную активность детей. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка. Соприкасаясь с миром, он ежеминутно исследует, экспериментирует и познает. Взрослые привыкли передавать знания ребенку в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться - наша задача. В настоящее время в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование. При организации экспериментально - исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая, не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Как направить любознательность наших детей в мирное русло? Как ответить на множество детских вопросов: Почему идет дождь? Откуда берется снег? Откуда и почему дует ветер? Великое множество вопросов возникает у малышей. Не спешите давать ребенку готовый ответ на его вопросы, позвольте ему подумать самому, попытайтесь смоделировать ту или иную ситуацию, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Задачи исследовательской деятельности: - расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей; - развивать стремление к исследовательско - познавательной деятельности; - формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать вывод; - способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; - развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; - воспитывать интерес к познанию окружающего мира; - стимулировать желание экспериментировать. При организации исследовательской деятельности используются следующие формы работы: НОД, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, беседы познавательного характера, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, трудовые поручения. Организация развивающей среды - одно из главных условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. При оборудовании мини - лаборатории необходимо учесть такие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, доступность расположения, достаточность и разнообразность материала. В процессе работы она постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Для развития познавательной активности и поддержанию интереса к экспериментальной деятельности в мини - лаборатории необходимы: - приборы-помощники (весы, лупы, магниты, песочные часы и т. д.); - разнообразные сосуды из различных материалов); - природный материал (песок, глина, камешки, ракушки, семена растений, шишки, мох); - бросовый материал (проволока, пробки, кусочки ткани, мех, пластмасса, кусочки дерева, кусочки кожи и т. д.); - разные виды бумаги; - технические материалы (гайки, болты, скрепки, гвозди и т. д.); - красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.); - медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши); - прочие материалы (воздушные шары, зеркала, деревянные палочки, соль, сахар, мука, мел и т. д.). Для осуществления исследовательской деятельности с детьми собраны методические материалы: - рекомендации по организации опытно - экспериментальной деятельности; - конспекты НОД по ознакомлению с живой и неживой природой; - картотека опытов; - карточки - схемы; - методическая литература. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Важно включать исследовательскую деятельность в игру, прогулки, наблюдения, труд, самостоятельную деятельность. Основное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его связи с другими объектами, обогащается память ребенка, активизируется мышление, развивается речь, происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Участие детей в познавательно - исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности, они задают больше вопросов, проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связь между свойствами предметов и их использованием. Список литературы: 1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. Мозаика- Синтез, 2007 (методическое пособие) 2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999 24 марта 2019 в 16:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.