Алёна Барламова, воспитатель
План самообразования на 2018-2019 уч. г.План самообразования воспитателя Барламовой Е.Ю. на 2018-2019 уч. г. Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации» Китайское изречение То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели определила ряд задач: - Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); -Расширение перспектив развития экспериментально- исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; -Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Форма работы с детьми: групповая. Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. Работа педагога: - Изучение научно-педагогической литературы; Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме; - Создание современной предметно-развивающей среды в группе; - Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; - Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; - Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе; - Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; - Активное участие в работе методического объединения района; - Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах; - Обучение на курсах повышения квалификации; - Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: - умение анализировать научно-методическую литературу; - умение применять полученные знания на практике; - активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Дети научатся: • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; - предлагать возможные варианты решения; - исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности Этапы создания системы работы: 1. Подготовительный этап. - Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. 2. Аналитико-диагностический. - проведение диагностирования по проблеме (дети,педагоги, родители) 3. Основной этап. - Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации. 4. Рефлексивный этап. - Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Работа с родителями: Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. Консультации для родителей на темы: - «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» - «Научите ребенка любить живую природу». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами. - Анкета для родителей: Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей. Работа с педагогами: Для педагогов были предложены консультации: - «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»; - «Требования к проведению наблюдений». - Открытый показ НОД «Удивительное рядом». - Анкета для педагогов: Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. План реализации программы по самообразованию: Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены дидактические материалы. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: 1. безопасность для жизни и здоровья детей; 2. достаточность; 3. доступность расположения. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям: 1. Живая природа 2. Неживая природа 3. Человек. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим. Активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития. Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Заключение На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Список литературы: 1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г. 2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г. 3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г. 4. Л. Менщикова «Экспериментальная деятельность» изд. - 2009г. 5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2014г. 6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г. 7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г. 8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г. 9. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко. 30 марта 2019 в 00:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.