Алёна Барламова, воспитатель

Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Автор: Барламова Е.Ю.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Вид проекта: информационно – творческий.

Тип проекта: игровой.

Состав участников: воспитатели, дети 2 – 3 лет.

Цель проекта: развитие речи воспитанников младшей группы средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Актуальность:

Ранний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Предпроектный 

Анализ предметной среды группы.

Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.

Воспитатели

Основной этап - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора - Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций.

Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

- Выступление на педагогическом совете.

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

- Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

- проведение индив. и подгрупповых консультаций.

-Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»

- Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ»

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

воспитатели, родители

воспитатели, воспитанники

педагоги, специалисты,

Результативный- Проведение мониторинга речевого развитиявоспитанников на конец года.

-Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

Значимость проекта

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития речи воспитанников  младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

 

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки. 

«Катя, Катя, маленькая»«Водичка, водичка»«Расти коса до пояса»«Большие ноги шли по дороге»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

2.Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов. 2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…»«Котик серенький…»«Спят луга, спят леса…» 

1. Познакомить детей с жанром колыбельной.

2. Дать некоторые сведения о происхождении колыбельной, ее отличительных особенностях.

1. Игра - инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. 

«Солнышко, солнышко…»«Дождик, дождик…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и солнце»«Дождикдождик, кап, кап»

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные, заклички.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимн. моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…»«Котя, котенька, коток…»«Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами 

2. Обратить  внимание детей на характер исполнения колыбельных.

3.Способствовать исполнению колыбельных  в игровой деятельности.

1. Интеграция ОО «Музыка» и «Коммуникация»«Котишко-мурлышко, серый лобишко»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака.

1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах.

Загадки. «Квохчет, квохчет»

«С хозяином дружит…»

«Острые ушки…».

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

1. Использование загадок.

1. Рассматривание картинок с персонажами загадок.

2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козликпогулять»«Теньтень, потетень…»«Этот пальчик дедушка…»«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…»«Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекатьк рассказыванию потешек.

3. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок) 

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания колыбельной песни

2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки»«Баю, баю, бай»«Уж котенька-коток».

1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» 

1. Знакомство с предметами старины. 2. Исполнение колыбельных в сюжетно-ролевой игре «Дом»

Поговорки

«Кончил дело – гуляй смело»«Маленький да удаленький».

1.Познакомить детей с поговорками. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей.

1. Использование поговорок.

2. Рассматривание картинок с персонажами поговорок.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик – мальчик…»«Прилетели воробушки…»

«Чистая водичка…»«Киска, киска, киска брысь»

1. Познакомить с новыми потешками.

2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3. Вызвать эмоциональный отклик на чтение потешек.

 1. Интеграция ОО «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».

2. Лепка «Коврик для кошки»  3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль»«Кот и мыши» 4. Пальчиковая игра «Пальчик -мальчик»

1. Исполнение потешек в процессе умывания.

2.»Игра-драматизация «Умоем куклу»

3 апреля 2019 в 09:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.