Алёна Барламова, воспитатель

Диагностический инструментарий для детей средней группы по определению уровня развития мелкой моторики и готовности к овладению письмом.

 Диагностика детей средней группы.

Инструментарий оставлен по материалам методик И.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича, Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной, Н.В.Нищево

1. Предметные действияЦель:

 определение дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук.

Предметные действия:

завязывание банта;

зашнуровывание ботинок;

расстегивание и застегивание пуговиц на одежде.

Показатели:

насколько точно выполняется действие;

способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз, наличие персевераций;

точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Оценка в баллах:

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наблюдаются персеверации, движения пальцев неточные;

2 балла: движения пальцев рук координированы, испытывает трудности при переключении с одного движения на другое, наблюдаются синкинезии; самостоятельные действия не выполняет; помощь использует;

3 балла: синхронно выполняет движения обеими руками, действия пальцев рук координированы, точные; легко переключается с одного движения на другое; предметные действия доступны.

^ 2. Навыки работы с карандашом1 Умение держать карандаш.Цель:

 выявление уровня умения держать правильно карандаш.

Оценка действий ребенка в баллах: 

Результаты обследования выставляются суммарно.

а) положение пальцев:

3 балла – правильное положение пальцев

2 балла – берет щепотью или большой палец сверху

1 балл – берет в кулак

б) далеко – близко

3 балла – нормальное расстояние от грифеля

2 балла – нормальное расстояние от грифеля с напоминанием педагога

1 балл – держит далеко (близко) от грифеля.

Высокий уровень 6 баллов

Средний уровень 4-5 баллов

Низкий уровень до 3 баллов

^ 2 Умение закрашивать в одном направлении не выходя за контурЦель:

 выявление уровня совместной работы руки и глаза.

Материал:

 цветной карандаш, нарисованный контур предмета.

Проведение обследования:

 ребенку дается нарисованный контур предмета.

Оценка действий ребенка в баллах:

3 балла – не выходит за линию контура, закрашивает в одном направлении.

2 балла – частичные выходы за линию контура, закрашивает в одном направлении; не выходит за линию контура, закрашивает в разных направлениях.

1 балл – не видит линию контура, закрашивает в разном направлении.

^ 3 Предметный рисунокМетодика:

 Рисование (человек)

Цель:

 выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование:

 Цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования:

 Ребенку дают бумагу и просят нарисовать человека. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка в баллах:

0 балл: действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению;

1 балла: принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания;

2 балла: принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку;

3 балла: принимает задание, имеются предметные рисунки


  1. Навыки работы с пластилином.
Цель:

 выявление уровня умения лепить шарики, лепешки, палочки.

Оборудование:

 пластилин.

Проведение обследования:

 детям предлагается вылепить из пластилина шарики, лепешки, палочки.

Оценка действий ребенка в баллах:

3 балла - задания выполняются самостоятельно и правильно


  1. балла - при выполнении заданий есть неточности

1 балл - не может выполнить задания


  1. Навык работы с бумагой.
Цель: 

выявление координации движений рук и темп смены напряжения и расслабления мускулатуры пальцев.

Оборудование:

2 листа бумаги, ножницы.

- Вырезание ножницами по прямой

- Обрывание листа бумаги двумя руками

Оценка действий ребенка в баллах:

3 балла - задания выполняются самостоятельно и правильно.

2 балла - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в незначительной помощи педагога.

1 балл – не может выполнить задания.

19 октября 2019 в 19:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.