Алёна Барламова, воспитатель

Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников»

МБДОУ д/с №2 «Солнышко»
воспитатель Барламова Е.Ю.

Сообщение из опыта работы

«Трудовое воспитание дошкольников»

Трудовое воспитание - это одна из важнейших сторон воспитания дошкольников. А начинается трудовое воспитание тогда, когда ребенок только начинает чувствовать потребность в самостоятельной деятельности. Важнейшая задача в трудовом воспитании воспитать активную, целеустремленную личность, способную к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Трудовая деятельность повышает общее развитие детей, расширяет круг их интересов, учит сотрудничеству, формирует нравственные качества, такие как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. Также в труде развивается физическая сила и умственная деятельность детей.

В детском саду дети знакомятся с трудом взрослых, приобщаются к трудовой деятельности доступной для их возраста. Одна из главных задач работы педагогов — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: самообслуживание, труд в природе, ручной и художественный труд, хозяйственно-бытовой труд.

Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться, раздеваться. Помогают друг - другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи. Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость.

Труд в природе – уход, выращивание растений. Результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых);

-часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение);

-ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.

-позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.

В группе дети помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми сажаем лук, злаки, за которыми ухаживаем, наблюдаем за ростом. Зеленые перья потом едим.

Ручной и художественный труд  направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Пробуем делать разнообразные поделки из природного материала и бросового, открытки к праздникам.

 Хозяйственно-бытовой труд. У него четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг. Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие  проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать целиТрудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен:

- он прост по содержанию;

- доступен по характеру выполняемых действий;

- связан с игрой.

Связь игры с трудом - отражают труд близких людейТрудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

- инициатива

- товарищеская взаимопомощь

- хорошее выполнение

Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают воспитателям в подготовке к занятиям.

Коллективный труд воспитывает: защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой,

Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

Нами были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, прачечную, на кухню), сотрудники рассказывали о своем труде. Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.

Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда.

Детская художественная литература эмоционально и ярко дает представление о труженике, показывает отношение к труду, понятно описывает процесс труда, говорит о любви мастерового человека к своей профессии. Именно из книг дети узнают о разных профессиях, ремеслах.

Например, весь процесс труда взрослых дети прочувствуют при чтении рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла", С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу", А. Ивича "Как вата на кусте растет". Они видят, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха.

А при чтении стихотворения В. В. Маяковского "Конь-огонь" детям раскрывается взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.

Вместо замечаний о неряшливости можно прочесть с детьми юмористические стихи А. Барто "Девочка чумазая", С. Я. Маршака "Человек рассеянный с улицы Бассейной", которые вызывают у ребят желание не быть похожими на этих горе-героев.

Стихи Б. Заходера, С. Михалкова, В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и многих других детских писателей легко и понятно рассказывают детям о профессиях взрослых.

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские книги заряжают детей энтузиазмом труда: пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Загадывание загадок - еще один жанр фольклора, способствует ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику.

Важны и энциклопедии, справочники, которые могут рассказать о происхождении и назначении профессий, об изготовлении вещей, предметов, о мастерах - тружениках.

Есть много старых, добрых мультфильмов, которые учат быть трудолюбивыми. Например, по стихотворению Маяковского "Кем быть?": веселый мультик в легкой форме рассказывает о разных профессиях. А поучительный мультфильм "Песенка мышонка", про ленивого мышонка, который любил петь песенки и о том, как друзья научили его работать.

Изобразительное искусство также относится к художественным средствам трудового воспитания. При рассматривании иллюстраций к книгам, дети видят действия труда, и самое главное могут прочувствовать настроение героев картины, их отношение к своему труду.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

Под музыку легче и веселее вместе убраться в групповой комнате, сделать утреннюю зарядку, выполнить трудовые поручения. Музыку хорошо использовать как сопровождение труда детей и в группе, и на участке. Музыка улучшает настроение, задает работе четкий ритм. Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно.

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Дошкольник ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

27 октября 2019 в 15:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.