Алёна Барламова, воспитатель
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возрастаОпыт №1. « Как обнаружить воздух». Цель: показать детям, что воздух можно легко обнаружить, если создать его движение, его можно почувствовать как лёгкий ветерок. Воспитатель предлагает детям помахать руками перед лицом, что они чувствуют при этом? Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Показывает бумажный веер, предлагает детям самим помахать и почувствовать прохладный ветерок. Затем дети самостоятельно делают веера, играют с ними. Опыт №2. «Воздух есть во всех предметах» Цель: показать, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах. Дети сидят вокруг стола, посреди которого стоит прозрачная ёмкость с водой. На подносе лежат предметы, сделанные из разных материалов (камень, гвоздь, пуговица, деревянный кубик и др.). Воспитатель рассматривает эти предметы с детьми. Интересуется: из какого материала они сделаны, есть ли в них воздух? Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на ёмкость с водой. Бросает в воду один предмет, затем спрашивает, что дети видели? Затем проделывает то же самое с другими предметами. Дети делают выводы, что когда предметы опускаются в воду, из них выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Спрашивает: что же это за пузырьки, откуда они взялись. Пузырьки - это воздух, который находился во всех предметах, которые опускали в воду. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что воздух есть во всех предметах, только его не видно. Опыт №3. « Воздух упругий». Цель: познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, полиэтиленовые пакеты), воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Дети садятся вокруг стола, на котором воспитатель раскладывает воздушные шарики, бумажные и полиэтиленовые пакеты, резиновые мячи. Предлагает поднести ладони ко рту и подуть на них. Спрашивает, что дети почувствовали? Рассказывает, так можно надувать разные предметы. Воздух, заполняя их, придаёт им форму, а сам внутри предметов становится упругим, и надутые им предметы тоже становятся упругими. Воспитатель предлагает детям сделать хлопушку. Показывает бумажный пакет, обращая внимание на то, что у него нет формы. Надувает его, показывает, какой формы он получился, даёт детям потрогать и почувствовать его упругость. Затем предлагает ребёнку по нему хлопнуть. От хлопка пакет рвётся, потому что воздух, который находился внутри него, упругий. Предлагает детям самостоятельно надуть воздушные шарики, пакеты. Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку - не тонет, бьёшь о стенку - не стонет, будешь оземь кидать - станет к верху летать». Показывает мяч, обращает внимание на то, что он круглый, плотный, упругий. Почему же он такой? Даёт детям потрогать его, нажать на него, почувствовать упругость. Затем организуется игровая деятельность с мячами. Опыт №4. «Есть ли в воде воздух». Цель: уточнить представления, что воздух есть везде, в том числе в воде, особенно в чистой. Дети располагаются вокруг стола, на котором стоит прозрачная ёмкость и две банки 1 с водой, другая пустая. Воспитатель ставит на стол пустую банку, спрашивает, что в ней? (Ответы детей). Обращает внимание, что банка не пустая - в ней воздух. Демонстрирует опыт: ставит тазик с водой, банку переворачивает вверх дном и вертикально опускает её в тазик. Вода в тазике поднимается, банка остаётся пустой (воздух, который в ней находится, не может выйти и не пускает воду в банку). Затем воспитатель наклоняет банку в сторону, из неё выходит воздух, и она заполняется водой. Предлагает детям объяснить, что произошло, что сейчас находится в банке. В другую банку из-под крана наливает холодную воду. Что в банке? Как узнали, что это вода? (Она прозрачная, бесцветная, но её видно). Обращает внимание на пузырьки на стенках банки со свежей водой. Что это за пузырьки? Откуда они взялись? Дети объясняют, что это воздух, который есть в свежей воде - его много. Обратить внимание детей на то, что пузырьки потом исчезнут: часть воздуха растворится в воде, часть выйдет наружу. Опыт№5. «Чем пахнет воздух». Цель: показать детям, что запахи могут быть разные, упражнять в умении различать запахи. Воспитатель раскладывает пахучие вещества в разных местах группы: нарезанный лук, апельсиновые корки, веточки сосны, и пр. Подводит детей к тем местам, где разложены пахучие вещества, предлагает глубоко подышать, чтобы почувствовать запах и отгадать его. Какой запах понравился больше? В беседах с детьми обратить внимание на то, что для здоровья людей особенно полезен свежий воздух. Опасен воздух, где есть дым от сигарет, дым от огня, поэтому следует избегать помещений, где курят. Опыт№6. «Воздух нужен для жизни». Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом. Без воздуха человек не может жить, он погибнет. Показать отличие комнатного воздуха, от воздуха на улице во время прогулки. Воспитатель интересуется, нужен ли человеку воздух? Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается - так люди дышат. При вдыхании человек вдыхает свежий воздух, при выдыхании - выдыхает плохой воздух. Затем предлагает закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд, спрашивает, что дети почувствовали? Выясняют, что воздух нужен для жизни каждую секунду. Предлагает подумать, что происходит с воздухом в помещениях, глее долго находятся люди. Там скапливается плохой воздух, поэтому помещения следуют систематически проветривать. Во время прогулки предложить детям подышать полной грудью, подумать, где легче дышится в комнате или на улице. 27 октября 2019 в 16:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.