Алёна Барламова, воспитатель

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Самообразование. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

1. Цель и задачи самообразования по теме:

- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

-Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.

2.Основные вопросы, намеченные для изучения:

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

-Дать общую характеристику содержания понятия «ФЭМП»

-Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе ФЭМП.

-Разработать картотеку игр и занятий по ФЭМП.

3.Этапы самообразования

1). Проведение дидактических игр:

- Лото «Цвет и форма»

-«Подбери к своему цвету»

- «Чудесный мешочек»

- «Подбери фигуру»

- «Найди предмет такой же формы» (Я показываю то треугольник, то квадрат, то круг)

- «Соберем бусы» (группировка геометрических фигур по двум свойствам)

- «Найди свою пару» (варежку)

2). Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

- Игра «Не промочи ноги» - геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»

3). Проведение игр – соревнований.

- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

4). Сюжетно – ролевые игры с использованием дид. материала по ФЭМП:

- «Разложи поровну» (много, один, поровну)

- «Зоопарк» (счёт)

- «Угощение» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)

5). Игровые математические знания с театрализацией:

- «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6). Настольно – печатные игры:

- «Лото»

- «Парные картинки»

- «Домино»

- «Цветная мозаика»

- «Пазлы»

7). Дидактические игры:

- «Расставь по порядку»

- «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

- «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

- «Когда это бывает?» - игра с мячом (Спим? -ночью и т. д.)

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2016г.

Форма и место подведения итогов – ср. группа «Непоседы»

Месяц

Направления работы

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других норм.документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создание плана работы.

Октябрь

Планирование работы с детьми,требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей по ФЭМП.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией развивающей среды.

Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.

Январь

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание». Знакомство с литературой.

Февраль

Подготовка презентации по ФЭМП. Подбор материала.

Разработка картотек игр и занятий по ФЭМП.

Март

Создание методической разработки. Изучение литературы.

Разработка картотек игр по ФЭМП. Подбор материала.

Апрель

Защита методической разработки.

Выступление с презентацией на метод объединении.

Май

Семинар по ФЭМП через театрализованную деятельность. Обобщения опыта работ коллег города.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Литература по теме самообразования:

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1988.

4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, Т. И. Гогоберидзе, З. А. Михайлова [и др. ]. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2011.

6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.

7. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

8. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

9. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

10. «Играем в числа» - серия пособий

11. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

13. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

14. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

15. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

16. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.

17. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

28 октября 2019 в 15:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.