Алёна Барламова, воспитатель

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Пример индивидуального образовательного

маршрута дошкольника.

 

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания. Направления работы образовательного маршрута следующие:

- формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

- возможность занятия разными сферами деятельности;

- совершенствование речевых навыков;

- развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

- развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга и отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

- целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

- содержательный - систематизация и группировка учебных предметов;

- технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

- диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

- организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

- результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей. Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

- общие сведения о дошкольнике;

- характеристика семьи;

- особенности внешнего вида дошкольника;

- здоровье;

- особенности моторики;

- познавательная сфера дошкольника;

- уровень знаний по разделам программы;

- уровень развития речи;

- отношение к занятиям;

- характеристика деятельности;

- наличие трудностей в общении;

- индивидуальные особенности;

- дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Введение инклюзивного обучения предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность. При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

- пределы норм нагрузки;

- наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

- содержание сути психолого-педагогической коррекции;

- возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии. Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Категория одаренных детей нуждается в дифференциальном обучении, которое предполагает личностный подход к каждому из них. Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а, следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей. Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

- особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

- возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

- имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

- лечебно - оздоровительная работа;

- вопросы обучения и социальной адаптации;

- вопросы коррекции;

- физическое воспитание;

- музыкальное воспитание.

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей. Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.

20 ноября 2019 в 22:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.